Страница Ивана Рощина > Статьи >

© Иван Рощин, Москва

ZXNet: 500:95/462.53
E-mail: bestview@mtu-net.ru
WWW: http://www.ivr.da.ru

Расширения файлов TR-DOS

Радиолюбитель. Ваш компьютер» 12/2000, «Радиомир. Ваш компьютер» 9/2001 (под псевдонимом BV_Creator). «Радиомир. Ваш компьютер» 2—5/2005)
Дополненная и исправленная версия. Дата последнего редактирования: 20.06.2005.

Представьте себе такую ситуацию: встретился вам TR-DOS-файл, а что в нём находится — непонятно. Попробовали посмотреть содержимое — и увидели только, что это не текст… Что делать дальше? Стереть этот файл? Это, конечно, проще всего, да и место на диске освободится. :–) Но кто знает, чего вы при этом лишитесь? Вдруг там было что-то полезное или хотя бы интересное?

Гораздо правильнее не стирать незнакомый файл сразу, а присмотреться сначала к его расширению. Тогда, воспользовавшись приведённой в этой статье таблицей расширений, вы сможете сделать выводы о типе содержащейся в файле информации и о том, с помощью каких программ с ним можно работать.

А как его увидеть, это расширение? «Что за глупый вопрос?» — подумаете вы. Но не всё так просто, как может показаться с первого взгляда. :–) Дело вот в чём: изначально в TR-DOS расширение файла было односимвольным, да и самих расширений было всего четыре. В дальнейшем этого показалось мало, и софтописатели решили увеличить длину расширения до трёх символов — как в MS-DOS. Но вносить изменения в ПЗУ TR-DOS, чтобы обеспечить возможность корректной работы с трёхсимвольными расширениями средствами операционной системы, никто не стал. С одной стороны, это правильно — ведь любое изменение ПЗУ может привести к неработоспособности уже существующих программ. Но это же приводит и к определённым неудобствам — при выполнении команды «CAT» показывается лишь первый символ расширения каждого файла. Увидеть расширение полностью можно только с помощью специальных программ-оболочек — например, моей программы BestView.

Несколько слов о таблице. Она сформирована по следующему принципу: если имеется TR-DOS-программа, обрабатывающая файлы с данным расширением, то оно включается в таблицу. Таким образом, кроме известных мне на этот момент «чисто спектрумовских» расширений, там оказались и расширения некоторых типов файлов, которые впервые появились на других компьютерных платформах (AMiGA, PC). При этом в таблице указаны и названия TR-DOS-программ для работы с такими файлами (например, файлы с расширением «zip» можно обрабатывать с помощью программы pkUNZIP 1.41 Fast). Также для многих расширений в таблице указано их происхождение, а также приводится информация о формате файлов с данным расширением или указывается, где её найти.

Расширения в таблице перечислены в алфавитном порядке. Символ «?» в расширении обозначает, что на его месте может быть любой символ.

Таблица может оказаться полезной и авторам программ в случае, когда возникает необходимость выбора расширения для «своего» формата файлов. Чтобы избежать путаницы, расширение лучше выбирать либо ещё не задействованное, либо наиболее подходящее по смыслу.

Приведённая в таблице информация собрана из различных источников и по собственным наблюдениям. Разумеется, она не является абсолютно полной (и я не могу гарантировать, что какие-либо указанные в таблице расширения не используются для других целей), поэтому присылайте уточнения и дополнения — они войдут в последнюю версию этой статьи, которая будет регулярно выкладываться на мою web-страницу.

Часть информации мне предоставили Dmitriy Nesmachny, Eugene Palenock, Spectre, Vitamin/CAIG/2001, Kirill Frolov. Благодарю их за помощь!

A   B   C   D   E   F   G   H   I   J   K   L   M   N   O   P   Q   R   S   T   U   V   W   X   Y   Z
Расширение Комментарий Происхождение расширения Информация о формате или ссылка на неё
# Файл прямого или последовательного доступа. Одно из четырёх стандартных расширений TR-DOS.   А.Ларченко, Н.Родионов. «ZX Spectrum и TR-DOS для пользователей и программистов». СПб, «Питер», 1994.
#? Вторая часть 255-секторного файла, который был преобразован в формат hobeta с помощью программы Godzilla. Второй символ расширения — это расширение исходного файла (если оно допустимо в MS-DOS). Если у исходного файла было трёхсимвольное расширение, то сохраняется только первый его символ. О формате hobeta — см. расширение «$?».
$ Экран, упакованный компрессором ASC Screen Crasher, без распаковщика (такие файлы создаёт программа Quick Screen Viewer 1.0).   Alone Coder. «ASC, MSP, LAZY». Электронный журнал Inferno #5. Соответствующая часть этой статьи также доступна на сайте http://zxdocs.fatal.ru, в разделе «Formats» (архив «ASC.zip»).
$? Файл в формате hobeta.
Программы для обработки: Hobeta 1.1, Godzilla 2.0 Pro, File Extractor.
Второй символ расширения — это расширение исходного файла (если оно допустимо в MS-DOS). Если у исходного файла было трёхсимвольное расширение, то сохраняется только первый его символ. Вначале — 17-байтный заголовок, а за ним — содержимое всех секторов исходного файла. О структуре заголовка можно узнать, например, из FAQ конференции ZX.SPECTRUM. Там приводится и процедура на ассемблере Z80 для вычисления контрольной суммы заголовка.
> Модуль (плагин) для графического редактора Burial Gfx Editor версии 2.x.   См. документацию к редактору.
+ RGB-экран, созданный в программе Multistudio.    
0??, 1??, … Файлы-продолжения длинного файла. (Так как длина файла в TR-DOS не может превышать 255 секторов, более длинные файлы приходится представлять в виде нескольких файлов.) Первая цифра — номер файла-продолжения (начиная с 0), а последние два символа расширения — такие же, как у исходного файла. Просто часть исходного файла, никакой служебной информации не добавляется.
3 3-color screen (файлы с таким расширением создают программы JPEG viewer, 8 color editor). От «3-color screen». Три экранных файла без атрибутов, один за другим: сначала синяя составляющая изображения, потом красная и зелёная. О формате экранного файла — см. расширение «scr».
3CS 3-color screen. Первые символы от «3», «color», «screen».  
888 Упакованный 3-color screen (создаётся программой 8 color editor). Видимо, от названия программы. См. электронную газету AlcoNews #13.


A

A   a   A??   add   alm   AMP   ani   ans   asc   asm
A
1) архив LZ-Compressor.
От «archive» («архив»). Описание формата архива:
–  байты #7F, #20;
–  строка «by V.Gamazov»;
–  байты #01, #00, #08, #22;
–  1 байт — количество файлов в архиве;
–  далее идут описатели файлов:
–  14 байтов — данные о файле, взятые из каталога диска (имя, расширение, стартовый адрес, длина в байтах, длина в секторах);
–  2 байта — длина упакованного (или сохранённого без сжатия) файла в байтах, младший байт хранится первым;
–  1 байт — контрольная сумма (способ подсчёта мне не известен);
–  1 байт — длина исходного файла в секторах (т.е. длина непосредственно пакуемой информации; она может не совпадать с длиной в секторах, указанной в каталоге: так, если длина в каталоге — 0 секторов, то длина в секторах вычисляется, исходя из длины файла в байтах);
–  байты #00, #00 (во всяком случае, во всех изученных мной архивах они были нулевыми; назначение их мне не известно).
–  после всех описателей файлов находится комментарий к архиву (от 0 до 37 символов);
–  байт #00;
–  далее идут собственно упакованные файлы:
–  1 байт — признак «файл сохранён без сжатия» (0 — нет, 1 — да);
–  упакованный (либо сохранённый без сжатия) файл (его длина указана в описателе); формат упакованных данных мне не известен.
2) исходный текст ассемблерной программы в формате одного из ассемблеров: TASM 3, TASM 4 (by XLD), TASM 4 (by RST7), GENS. Уточнить, в формате какого из ассемблеров представлен текст, можно по стартовому адресу файла: для TASM 3 он равен 39221, для TASM 4 (by XLD) — 40872, а для TASM 4 (by RST7) стартовый адрес — это на самом деле номер строки текста, на которой находился курсор перед сохранением файла (то есть заведомо меньшее число, чем 39221 или 40872). Для файлов GENS стартовый адрес может быть равен 0, тогда, чтобы не перепутать их с файлами TASM 4 (by RST7), надо проверять содержимое файла.
От «assembler» («ассемблер»).

Описание формата TASM 3.

Строка — байт с длиной строки, содержимое строки (возможно, пустое), байт с длиной строки. Под длиной строки имеется в виду именно длина того содержимого строки, которое хранится в файле, а не количество символов в текстовом представлении строки. Конец текста — два байта #FF.

В содержимом строки пара байтов #0A, x соответствует x пробелам, байты #20—#7F — коды соответствующих ASCII-символов, байты #80—#E6 — коды токенов.

Список токенов (символом «_» для удобства обозначен пробел): A, ADC_, ADD_, AF', AF, AND_, B, BC, BIT_, C, CALL_, CCF, CP_, CPD, CPDR, CPI, CPIR, CPL, D, DAA, DE, DEC_, DEFB_, DEFM_, DEFS_, DEFW_, DI, PHASE_, DJNZ_, E, EI, UNPHASE, EQU_, EX_, EXX, H, HALT, HL, I, IM_, IN_, INC_, IND, INDR, INI, INIR, IX, IY, JP_, JR_, L, LD_, LDD, LDDR, LDI, LDIR, M, NC, NEG, NOP, NV, NZ, OR_, ORG_, OTDR, OTIR, OUT_, OUTD, OUTI, P, PE, PO, POP_, PUSH_, R, RES_, RET, RETI, RETN, RL_, RLA, RLC_, RLCA, RLD, RR_, RRA, RRC_, RRCA, RRD, RST_, SBC_, SCF, SET_, SLA_, SP, SRA_, SRL_, SUB_, V, XOR_, Z, INCLUDE_, INCBIN_.

Описание формата TASM 4 (by XLD).

Формат отличается от формата TASM 3 (см. выше) лишь тем, что добавлено 10 новых токенов, кодируемых байтами #E7—#F0: SLI_, INF, LX, HX, LY, HY, DB_, DM_, DS_, DW_.

Описание формата TASM 4 (by RST7).

Формат похож на формат TASM 3 (см. выше). Отличия следующие: в содержимом строки пара байтов 1, x соответствует x пробелам, а байты 2—31 обозначают соответственно от 2 до 31 пробелов. В списке токенов вместо DEFM_ — DEFMAC_, вместо PHASE_ — DISPLAY_, вместо UNPHASE — ENDMAC.

Описание формата GENS.

Формат похож на текстовый, только в первых двух байтах каждой строки хранится её номер (младший байт хранится первым). Номера упорядочены по возрастанию и не могут быть больше 32767. Каждая строка заканчивается байтом 13.

a Исходный текст ассемблерной программы в формате ассемблера MASM 1.1. От «assembler» («ассемблер»).

Пустая строка — байт 0. Непустая строка — байт с длиной строки, содержимое строки, байт с длиной строки. Под длиной строки имеется в виду именно длина того содержимого строки, которое хранится в файле, а не количество символов в текстовом представлении строки. Конец текста — байт #FF.

В содержимом строки пара байтов #0A, x соответствует x пробелам, байты #20—#7F — коды соответствующих ASCII-символов, байты #80—#F6 — коды токенов.

Байты #60—#7F могут также интерпретироваться как коды русских букв: Ю, А, Б, Ц, Д, Е, Ф, Г, Х, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Я, Р, С, Т, У, Ж, В, Ь, Ы, З, Ш, Э, Щ, Ч, Ъ.

Список токенов (символом «_» для удобства обозначен пробел): A, B, C, D, E, H, L, I, R, XH, XL, YH, YL, IX, IY, AF', AF, HL, DE, BC, M, NC, NV, NZ, P, PE, PO, V, Z, SP, {_, ORG_, PHASE_, UNPHASE, AND_, ADC_, SBC_, ADD_, SUB_, XOR_, OR_, CP_, LD_, IM_, RST_, EI, DI, EXX, EXA, INF, LDIR, LDDR, OTIR, OTDR, OUTI, OUTD, RETI, RETN, INIR, INDR, CPIR, CPDR, NEG, CPD, CPI, IND, INI, LDD, LDI, CCF, CPL, DAA, HALT, NOP, RLA, RLCA, RRA, RRCA, SCF, RLD, RRD, EX_, RET, CALL_, JP_, PUSH_, POP_, INC_, DEC_, OUT_, IN_, DJNZ_, JR_, BIT_, RLC_, RRC_, RL_, RR_, SLA_, SRA_, SLI_, SRL_, RES_, SET_, EQU_, BEGIN_, END, INCBIN_, INCLUDE_, DB_, DEFB_, DEFS_, DEFW_, DS_, DW_, DOWN_, UP_, SYSTEM, STOPKEY.

A?? aрхив LZ-Compressor. Стартовый адрес архива LZ-Compressor совпадает со стартовым адресом последнего помещённого в этот архив файла. В результате у архива может получиться «смешанное» трёхсимвольное расширение, последние два символа которого — такие же, как у последнего помещённого в этот архив файла. См. расширение «A», пункт 1.
add Модуль (плагин) для графического редактора Burial Gfx Editor версии 3.0x. Видимо, от «addition» («дополнение»). См. документацию к редактору.
alm Исходный текст ассемблерной программы в формате ассемблера ALASM для X-DOS.
Программа для обработки: BestView (с её помощью можно просмотреть alm-файл, конвертировать его в текст).
От названия ассемблера. См. расширение «H». Замечу, что в alm-файле по смещению 8 содержится строка «alm», а не «H».
AMP «PLAYERS.AMP» — библиотека модулей (плееров, распаковщиков и др.) для проигрывателя ZX AMP. От названия проигрывателя. Где найти описание формата, я не знаю, но могу посоветовать изучить исходный текст программы для сборки файла «PLAYERS.AMP» из отдельных модулей (файл «AMPCREAT.H») и попробовать самостоятельно разобраться в формате.
ani Файл с анимацией, созданный программой GIF convertor/animator. От «animation» («анимация»). Формат описан в документации к программе. Также в комплект поставки программы входит исходный текст проигрывателя ani-файлов.
ans ANSI-графика.
Программа для обработки: ANSI viewer/player 0.3G beta.
От «ANSI».
1) см. документацию к ANSI viewer/player 0.3G beta.
2) http://www.codenet.ru/progr/video/ansi.php
asc Компилированный музыкальный модуль, написанный в редакторе ASC Sound Master, без плеера, возможно, с добавленной информацией о названии и авторе модуля.
Примечание: расширение «asc» для таких модулей принято в плеере AY Emulator.
От названия редактора. Информацию о структуре заголовка asc-файлов можно найти в справке к AY Emulator (раздел «Форматы файлов»). Где найти более полное описание формата, я не знаю, но могу посоветовать посмотреть исходные тексты музыкального редактора Vortex Tracker II для PC (они доступны на сайте http://bulba.at.kz, в разделе «Программисту»). Посмотрев в файле «trfuncs.pas», как происходит импортирование asc-модулей при их загрузке в редактор, можно попробовать разобраться в их формате.
asm
1) исходный текст ассемблерной программы в обычном текстовом формате.
От «assembler» («ассемблер»). См. расширение «TXT».
2) исходный текст ассемблерной программы в формате ассемблера ZX ASM 3.10.
От «assembler» («ассемблер»). См. расширение «zas».


B

B   b   bbs   big   bin   bit   blu   bmp   brg
B Программа на Бейсике. Одно из четырёх стандартных расширений TR-DOS. От «BASIC» («Бейсик»).
1) А.Ларченко, Н.Родионов. «ZX Spectrum и TR-DOS для пользователей и программистов». СПб, «Питер», 1994.
2) немного информации о структуре бейсик-файлов есть в документации к моей программе BestView.
b
1) командный файл с программой для оверлея «batproc» к EMS.
От «batch file» («командный файл»).  
2) синяя составляющая 3-color screen.
От «blue» («синий»). Представляет собой экранный файл без атрибутов. О формате экранного файла — см. расширение «scr».
bbs «files.bbs» — текстовый файл с краткими описаниями файлов, содержащихся в архиве или каталоге, в котором этот файл расположен. От «BBS» — «Bulletin Board System» («электронная доска объявлений»). В каждой строке содержится информация об одном файле: сначала имя и расширение, потом один или несколько пробелов, а за ними — комментарий к файлу
big Изображение (ч/б или с атрибутами), ширина и/или высота которого в целое число раз больше, чем у экрана ZX Spectrum. Площадь изображения — не более 9 экранов. Создаётся программой “big” view. От «big» («большой»). В начале файла — заголовок: первый байт — 0, если изображение ч/б, и «+», если с атрибутами; затем 3 байта — размеры изображения (например, «2*2»). После заголовка — упакованные экраны в формате Laser Compact 5.2 (см. расширение «PLC»).
bin Двоичный файл (например, с содержимым ПЗУ). От «binary» («двоичный»). Двоичный файл.
bit Графический файл (набор сжатых спрайтов) для использования в системе Quick HyperText. От названия используемого метода сжатия (bitpack). http://zxdocs.fatal.ru, раздел «Formats» (архив «bit.zip»).
blu Синяя составляющая 3-color screen (файлы с таким расширением создаются программой JPEG/GIF laboratory). От «blue» («синий»). Представляет собой экранный файл без атрибутов. О формате экранного файла — см. расширение «scr».
bmp Графический файл в формате BMP.
Программы для обработки: Bitmap Viewer 2.0 BETA, ZX<>BMP Converter 2.0, BMP 3-COLOR 1.0, BMP service 1.0.
От «bit map» («битовый массив»). http://forum.alpe.ru, раздел «Форматы файлов», тема «Graphics File Formats».
brg 3-color screen. «b» — от «blue» («синий»), «r» — от «red» («красный»), «g» — от «green» («зеленый»). Три экранных файла без атрибутов, один за другим: сначала синяя составляющая изображения, потом красная и зелёная. О формате экранного файла — см. расширение «scr».


C

C   c   CHI   chr   cht   Ckt   COD
C Кодовый файл. Одно из четырёх стандартных расширений TR-DOS. От «code» («кодовый»). Очень многие программы используют это расширение, так что формат файла зависит от конкретной программы, в которой он был создан.
c
1) программа на Си.
От названия языка программирования.  
2) векторный шрифт в формате CHR, созданный в редакторе Chr Editor.
Видимо, от названия формата шрифта. См. расширение «chr».
CHI Музыкальный модуль, созданный в редакторе Chip Tracker 1.x. От названия редактора. Формат описан в электронной газете AlcoNews #26.
chr Векторный шрифт в формате CHR.
Программы для обработки: Chr Editor 1.50, ChrPrint 1.06, Burial Gfx Editor.
От «character» («символ»).
1) http://forum.alpe.ru, раздел «Форматы файлов», тема «Структура файла штрихового фонта фирмы Borland».
2) http://www.codenet.ru/progr/formt/chr.php
cht Компилированный файл Quick HyperText. Первая буква — от «compiled» («компилированный»), следующие две буквы — от «HyperText». http://zxdocs.fatal.ru, раздел «Formats» (архив «cht.zip»).
Ckt Почтовый пакет (см. расширение «pkt»). Будьте внимательны: не каждая программа, поддерживающая трёхсимвольные расширения файлов, правильно отобразит это расширение на экране. Так как в нём сочетаются прописные и строчные буквы, оно может быть сочтено недопустимым, и тогда вы увидите лишь первый его символ — «C». Таким становится расширение pkt-файла после его извлечения из архива с помощью старых версий программы pkunzip. См. расширение «pkt».
COD Графический файл (спрайт). Видимо, от «code».  


D

D   DAT   diz   doc   drv   dsc
D
1) Числовой или символьный массив. Одно из четырёх стандартных расширений TR-DOS.
От «data» («данные»). А.Ларченко, Н.Родионов. «ZX Spectrum и TR-DOS для пользователей и программистов». СПб, «Питер», 1994.
2) двухэкранная картинка.
От «double» («двойной»). Два экранных файла, один за другим (о формате экранного файла — см. расширение «scr»).
DAT Файл с данными (такое расширение используется в программах Video Studio, Orion). От «data» («данные»). Формат файла зависит от конкретной программы, в которой он был создан.
diz Текстовый файл с кратким описанием содержимого архива или каталога, в котором он расположен. От «Description In ZIP File» («Описание в ZIP-файле»). См. расширение «TXT».
doc
1) документ в формате текстового редактора Microsoft Word.
Программы для обработки: WordCon, ACE (с помощью плагина «aceFROM»).
От «document» («документ»). В моей статье «Простейший конвертор DOC –> TXT» («Радиомир. Ваш компьютер» 10/2003) приводится немного информации, полученной опытным путём, о формате DOC-файлов Microsoft Word в кодировке Unicode. Также там описан простейший, но пригодный во многих случаях алгоритм конвертирования таких файлов в текст и приведён исходный текст (на Turbo C) программы-конвертора (сразу оговорюсь, что не все файлы он конвертирует правильно).
2) обычный текстовый файл.
От «document» («документ»). См. расширение «TXT».
drv Драйвер принтера для ассемблера ZX ASM 3.10. От «driver» («драйвер»).  
dsc Двухэкранная картинка (такое расширение используется в JPEG convertor). От «double screen» («двойной экран»). Два экранных файла, один за другим (о формате экранного файла — см. расширение «scr»).


E

E   err   exe
E Сохранённое состояние игры ELITE 3 (новосибирская версия). От названия игры. См. письмо Eugene Palenock в конференции ZX.SPECTRUM: http://www.google.ru/groups?hl=ru&
lr=&ie=UTF-8&inlang=ru&selm=985209677%40f2065.
n5020.z2.FidoNet.ftn
err «compile.err» — файл с информацией об ошибках компиляции, создаваемый ассемблером ZX ASM 3.10. От «error» («ошибка»).  
exe Исполняемые файлы ассемблера ZX ASM 3.10. От «executable» («исполняемый»).  


F

F   fls   FNT, fnt   fr0, fr1, …   ftc
F
1) музыкальный модуль, созданный в редакторе Sound Tracker Pro.
   
2) спрайт, созданный в редакторе Sprite Master.
   
fls Музыкальный модуль, написанный в редакторе Flash Tracker.
Примечание: расширение «fls» для таких модулей принято в плеере AY Emulator.
От названия редактора. Где найти описание формата, я не знаю, но могу посоветовать посмотреть исходные тексты музыкального редактора Vortex Tracker II для PC (они доступны на сайте http://bulba.at.kz, в разделе «Программисту»). Посмотрев в файле «trfuncs.pas», как происходит импортирование fls-модулей при их загрузке в редактор, можно попробовать разобраться в их формате. Также, возможно, окажется полезным исходный текст оригинального плеера fls-модулей — он доступен на том же сайте (архив «FLSPlayer.rar»).
FNT, fnt Растровый шрифт. От «font» («шрифт»). Формат файла зависит от конкретной программы, в которой он создан или используется (программа, конечно, может поддерживать и несколько различных форматов). Например, в ассемблере ZX ASM 3.10 используются fnt-файлы длиной #800 байтов, содержащие изображения 256 символов 6x8, по 8 байтов на символ (младшие два бита каждого байта не используются и равны 0).
fr0, fr1, … Архив с почтовыми пакетами, сформированный в пятницу. Первые два символа — от «Friday» («пятница»), третий символ — номер файла (начиная с 0). Формат архива зависит от использованного архиватора. Формат почтовых пакетов (pkt-файлов) — см. расширение «pkt».
ftc Музыкальный модуль в формате редактора Fast Tracker.
Примечание: расширение «ftc» для таких модулей принято в плеере AY Emulator, а в Fast Tracker используется расширение «Y».
От названия редактора. Где найти описание формата, я не знаю, но могу посоветовать посмотреть исходные тексты музыкального редактора Vortex Tracker II для PC (они доступны на сайте http://bulba.at.kz, в разделе «Программисту»). Посмотрев в файле «trfuncs.pas», как происходит импортирование ftc-модулей при их загрузке в редактор, можно попробовать разобраться в их формате. Также, возможно, окажется полезным текст дизассемблированного оригинального плеера ftc-модулей — он доступен на том же сайте (архив «FTCPlayer.rar»).


G

G   g   gif   grn   GTR, gtr
G Спрайт, созданный в редакторе Sprite Edit. Видимо, от «graphics» («графика», «графический»).  
g Зелёная составляющая 3-color screen. От «green» («зелёный»). Представляет собой экранный файл без атрибутов. О формате экранного файла — см. расширение «scr».
gif Графический файл в формате GIF.
Программы для обработки: GIF convertor/animator 0.21 (by SAM style), JPEG/GIF laboratory 1.5 (by SAM style), GIF screen’s viewer (by DIS/XPJ) (насколько мне известно, эта программа доступна лишь в исходных текстах в формате ассемблера ALASM, так что перед запуском придётся вам её откомпилировать).
Кстати, есть ещё GIF viewer под IS-DOS.
От «Graphics Interchange Format» — «Формат обмена графическими данными».
1) http://forum.alpe.ru, раздел «Форматы файлов», темы «Объяснение LZW и GIF» и «GIF89a Specification».
2) http://zxdocs.fatal.ru, раздел «Formats» (архив «GIF.zip»).
grn Зелёная составляющая 3-color screen (файлы с таким расширением создаются программой JPEG/GIF laboratory). От «green» («зелёный»). Представляет собой экранный файл без атрибутов. О формате экранного файла — см. расширение «scr».
GTR, gtr Музыкальный модуль в формате редактора Global Tracker.
Примечание: расширение «gtr» для таких модулей принято в плеере AY Emulator, а в Global Tracker используется расширение «GTR».
От названия редактора. Некоторая информация о формате содержится в исходном тексте оригинального плеера gtr-модулей — он доступен на сайте http://bulba.at.kz, в разделе «Программисту» (файл «GTRPlayer.rar»). Также могу посоветовать посмотреть исходные тексты музыкального редактора Vortex Tracker II для PC (они доступны на том же сайте). Посмотрев в файле «trfuncs.pas», как происходит импортирование gtr-модулей при их загрузке в редактор, можно попробовать разобраться в их формате.


H

H   h   h00, h01, …   hrp   hmp   htm
H Исходный текст ассемблерной программы в формате ассемблера ALASM.   Размер файла не превышает 16 КБ. Информация о формате — см. файл «ALstr+.H» из комплекта поставки ALASM; там же находится и процедура преобразования строки из формата ALASM в обычный текст.
h Библиотека, подключаемая к программе на Си.    
h00, h01, … Продолжение архива, созданного демо-версией HRIP. Буква «h» — от «hrp», следующие две цифры — номер файла-продолжения (начиная с 0). Просто часть архива, без дополнительной служебной информации.
hrp Архив HRIP. От названия архиватора.

См. документацию к архиватору HRIP (там описана структура архива и приведены исходные тексты процедур упаковки и распаковки). Эту документацию можно найти, например, на сайте http://zxdocs.fatal.ru, в разделе «Formats» (архив «HRIP.zip»).

Замечу, что в документации (файл «HRIP_DOC.WRD» из комплекта поставки HRIP 1.05) приводится следующая формула для вычисления длины архива в байтах без учёта каталога:

END_ARCH=[LAST]*256–(256–[SMESH]).

В действительности же она должна выглядеть так:

END_ARCH=[LAST]*256–(256–[SMESH]), если [SMESH]>0;

END_ARCH=[LAST]*256, если [SMESH]=0.

Или так:

END_ARCH=[LAST–1]*256+[SMESH], если [SMESH]>0;

END_ARCH=[LAST]*256, если [SMESH]=0.

Без ветвления эта формула может быть записана так:

END_ARCH=[LAST]*256–((256–[SMESH]) mod 256).

О формате собственно упакованных данных — см. расширение «p», пункт 1 (в HRIP используется такой же метод сжатия, как в HRUST 2.1, отличие только в формате заголовка упакованного блока).

hmp Файл-проект Quick HyperText. От «Help Maker Project» (рабочее название Quick HyperText System — Help Maker). Файл представляет собой HRIP-архив (см. расширение «hrp»).
htm HTML-файл.
Программа для просмотра: BestView, начиная с версии 2.15 (она преобразует HTML в текст).
От «HTML» («Hyper-Text Markup Language» — «язык разметки гипертекста»). HTML 4.01 Specification (http://www.w3.org/TR/1999/
REC-html401-19991224/
). Русский перевод доступен на сайте http://pyramidin.narod.ru.


I

I   i   img   imp   ini   ion
I
1) сэмпл для музыкального редактора Super Sonic.
   
2) оцифрованный сэмпл для музыкального редактора Instrument.
От названия редактора.  
3) ярлык для файловой оболочки Windows 2000 (не путать с одноимённой ОС для PC!) ;–).
   
i
1) инструмент для графического редактора Graphic Station.
От «instrument» («инструмент»).  
2) «zxamp.i» — файл настроек проигрывателя ZX AMP.
Видимо, от «initialization» («инициализация»). Текстовый файл. Узнать об описываемых в нём параметрах можно либо из комментариев в самом этом файле, либо из документации к ZX AMP.
img
1) двухэкранная картинка (такие файлы можно обрабатывать в графическом редакторе Burial Gfx Editor 3.0x).
От «image» («изображение»). Два экранных файла, один за другим (о формате экранного файла — см. расширение «scr»).
2) чёрно-белое изображение, созданное программой JPEG convertor.
Примечание: после img-файла может следовать файл с расширением «sat» — это продолжение img-файла.
От «image» («изображение»). Сначала — 12-байтный заголовок: строка «JPG img», нулевой байт, 2 байта — ширина изображения в байтах (для получения ширины в пикселах это значение надо умножить на 8) и 2 байта — высота изображения в пикселах. Значения хранятся в формате «младший байт первым». Далее — само изображение, по строкам, сверху вниз.
imp Модуль конвертирования текстов для ассемблера ZX ASM 3.10. От «import» («импортировать»).  
ini «hmledit.ini» — файл с настройками редактора Quick HyperText. От «initialization» («инициализация»).  
ion «descript.ion» — текстовый файл с краткими описаниями файлов, содержащихся в архиве или каталоге, в котором этот файл расположен. От «description» («описание»). В каждой строке содержится информация об одном файле: сначала имя и расширение, потом один или несколько пробелов, а за ними — комментарий к файлу


J

jpe   JPG, jpg
jpe Графический файл в формате JPEG.
Программы для обработки: см. расширение «jpg».
Расширение «jpeg», обрезанное до трёх символов. См. расширение «jpg».
JPG, jpg Графический файл в формате JPEG.
Программы для обработки: JPEG viewer 0.42, JPEG convertor maximum, JPEG/GIF laboratory 1.5.
От «JPEG» — «Joint Photographic Experts Group». http://forum.alpe.ru, раздел «Форматы файлов», тема «JPEG File Interchange Format».


K

kbd
kbd Файл с описанием раскладки клавиатуры для редактора Quick HyperText. От «keyboard» («клавиатура»).  


L

L   lst
L Дополнительная информация (название модуля и имя автора) для некомпилированного музыкального модуля, созданного в редакторе Sound Tracker 3. Имя L-файла такое же, как у соответствующего файла с модулем.   60-байтный файл. Содержимое: строка «NAME OF SONG:», пробел, 10-символьная строка с названием модуля, последовательность байтов #20, #20, #FF, #00, #20, #A8, #10, #12, строка «COMPOSED BY:», пробел, 12-символьная строка с именем автора, последовательность байтов #20, #20, #FF.
lst
1) список модулей (плагинов) для графического редактора Burial Gfx Editor 3.0x.
От «list» («список»). В документации к BGE 3.05 сказано только, что «на вид файл смахивает на текстовый, но это только на вид, так что править его в текстовом редакторе я крайне не рекомендую». Во всяком случае, вы можете попробовать изучить исходные тексты BGE 3.05, доступные на сайте Open Source ZX (http://opensourcezx.narod.ru), и самостоятельно разобраться в формате.
2) плейлист для проигрывателя ZX AMP.
От «list» («список»).  


M

M   m   me   mo0, mo1, …   mod   mon   MOV   MPP   MPS
M
1) музыкальный модуль, созданный в редакторе Super Sonic.
От «module» («модуль»).  
2) музыкальный модуль, созданный в редакторе Pro Tracker 2.
От «module» («модуль»). VfNG/NEW. Описание формата модулей Pro Tracker 2.101. Электронная газета Echo #2. (В этой статье приводится и исходный текст плеера этих модулей.)
Вышеуказанная статья также доступна на сайте http://bulba.at.kz, в разделе «Программисту» (архив «PT2Docs.rar»).
m Музыкальный модуль, созданный в редакторе Pro Tracker 3. От «module» («модуль»). Описание формата, а также исходные тексты плееров входят в комплект поставки последних версий редактора Pro Tracker 3 (на момент написания этих строк последняя версия — 3+69). Некоторые сведения об особенностях проигрывания модулей можно найти в документации к музыкальному редактору Vortex Tracker II для PC (http://bulba.at.kz), а также в моей статье «Построение таблицы громкости в плеере Pro Tracker 3» («Радиомир. Ваш компьютер» 4/2004).
me «read.me» — текстовый файл. От слова «me». См. расширение «TXT».
mo0, mo1, … Архив с почтовыми пакетами, сформированный в понедельник. Первые два символа — от «Monday» («понедельник»), третий символ — номер файла (начиная с 0). Формат архива зависит от использованного архиватора. Формат почтовых пакетов (pkt-файлов) — см. расширение «pkt».
mod Музыкальный модуль в формате MOD.
Программы для обработки: MOD player 2.01, MOD’S player, PLAYMOD, AMMY>PT2, Riff Tracker.
От «module» («модуль»).
1) см. электронный журнал ZX Format #7 (в разделе «Программистам»).
2) см. электронную газету Odyssey #8.
3) http://www.codenet.ru/progr/formt/mod1.php
mon Монитор-отладчик для ассемблера ZX ASM 3.10. От «monitor» («монитор»).  
MOV Проект для программы Video Studio. От «movie» («фильм»).  
MPP Список проигрываемых музыкальных модулей (playlist) для Mm<M Player. Видимо, сокращение от «Mm<M Player playlist».  
MPS Музыкальный модуль, созданный в редакторе Pro Sound Creator. «M» — от «module» («модуль»), затем «PS» — от названия редактора. Формат описан в электронной газете C-Net Week #8.


N

nfo
nfo Текстовый файл с кратким описанием содержимого архива или каталога, в котором он расположен. От «information» («информация»). См. расширение «TXT».


O

О   o   OVL   ovl   ovr
О
1) оверлей к EMS.
От «overlay» («оверлей»).  
2) набор оверлеев ассемблера ALASM.
o
1) музыкальный орнамент, созданный в одном из редакторов: Pro Tracker 2, Pro Tracker 3, Sound Tracker, Sound Tracker Pro, Global Tracker.
От «ornament» («орнамент»). У каждого редактора свой формат.
Для Pro Tracker 3: первые 64 байта файла — смещения в полутонах (со знаком) для каждой из 64 позиций орнамента, далее 1 байт — номер позиции начала цикла (считая с 0) и 1 байт — количество используемых позиций в орнаменте (если уменьшить его на 1, получим номер позиции конца цикла, считая с 0).
2) оверлей файловой оболочки Windows 2000 (не путать с одноимённой ОС для PC!) ;–).
От «overlay» («оверлей»).  
OVL Оверлей файловой оболочки Consul Commander. От «overlay» («оверлей»). См. документацию к Consul Commander.
ovl
1) оверлей программы File Extractor.
От «overlay» («оверлей»). Оверлей представляет собой процедуру в машинных кодах. Документацию по написанию оверлеев к File Extractor 1.1b можно найти в электронном журнале Inferno #1. В File Extractor 2.1b структура оверлеев была изменена!
2) оверлей ассемблера ZX ASM 3.10.
От «overlay» («оверлей»).  
ovr Оверлей демо-версии ассемблера ZX ASM 3.10. От «overlay» («оверлей»).  


P

P   p   p_?   pcx   pht   PKT, pkt   PLC, plc   PPS   psc   pt1   pt2   pt3   ptn   PVD
P
1) картинка, упакованная компрессором Laser Compact 4.0, 5.0 (без распаковщика).
От «packed» («упакованный»). Alone Coder. «LC 4.0 и 5.2». Электронный журнал Inferno #5.
2) упакованные данные.
От «packed» («упакованный»). Формат зависит от конкретной программы, с помощью которой производилась упаковка. Описание некоторых форматов упакованных данных можно найти в статьях Alone Coder’а в электронном журнале Inferno #5.
Примечание: с помощью моей программы BestView можно попробовать получить информацию о том, какой программой упакован блок данных и каковы параметры этого блока.
p
1) данные, упакованные по методу Hrust 2.1.
От «packed» («упакованный»).
1) Информация о формате, которую опубликовал Dima Bystrov (Alone Coder) в конференции ZX.SPECTRUM:
http://groups.google.com.ru/groups?hl=ru&lr=&ie=
UTF-8&inlang=ru&frame=right&th=ce60012b87049f8b&
seekm=1032491796%40p26.f35.n5029.z2.ftn
2) Alone Coder. «Hrum и Hrust». Электронный журнал Inferno #5.
2) паттерн, созданный в музыкальном редакторе Pro Tracker 3.
От «pattern» («паттерн»).  
3) «setup.p» — файл с настройками почтового редактора Lara Croft.
  Текстовый файл. Узнать об описываемых в нём параметрах можно из документации к Lara Croft.
4) «post.p» — база данных почтового редактора Lara Croft (если вся база не умещается в одном файле, то на диске будет несколько файлов «post.p»).
  Где найти описание формата, я не знаю, но вы можете попробовать изучить исходные тексты Lara Croft, доступные на сайте Open Source ZX (http://opensourcezx.narod.ru), и самостоятельно разобраться в формате.
p_? Упакованный файл. Метод упаковки — Hrust 2.1. Такой формат используется в программах Quick Commander и Real Commander. Буква «p» — от «packed» («упакованный»), а третий символ расширения — это расширение исходного файла (если у исходного файла было трёхсимвольное расширение, то сохраняется только первый его символ). См. расширение «p», пункт 1.
pcx Графический файл в формате PCX.
Программы для обработки: PCX viewer 1.0 (by ZMAN\U.C.G.), PCX viewer 1.6 (by BrainWave), PCX Show 1.1 (by Johnny Graphics), PCX viewer 1.0 (by C.D.L. Lab), PCX converter 3.41 (by E.Kulikaev), Brujeria 1.0 (by ALFF/RD/CPU), PCX viewer 2.04 XM (by S.F.D.) (для работы с этой программой измените расширение файла с «pcx» на «X»), Excess de luxe paint PCX view utility v1.1 (by Konstantin Zuykov aka ZK System).
От «PiCture eXchange format».
1) для частного случая (ч/б изображение 256x192 с палитрой вида 0,0,0, 1,1,1, …, 255,255,255) неполное описание формата можно найти в моей статье «Вывод чёрно-белых изображений с градациями яркости» («Радиомир. Ваш компьютер» 8—10/2002). Там же приведены процедуры на ассемблере Z80 для работы с такими pcx-файлами.
2) http://forum.alpe.ru, раздел «Форматы файлов», тема «ZSoft PCX File Format».
3) http://www.codenet.ru/progr/formt/pcx1.php
pht HTML-файл.
Программа для просмотра: BestView, начиная с версии 2.17 (она преобразует HTML в текст).
Расширение «phtml», обрезанное до трёх символов. См. расширение «htm».
PKT, pkt Почтовый пакет.
Программы для обработки: ZED, Lara Croft.
От «packet» («пакет»).
1) Randy Bush. “A Basic FidoNet® Technical Standard” (http://www.ftsc.org/download/docs/fts-0001.016).
2) http://www.google.ru/groups?hl=ru&lr=&ie=
UTF-8&inlang=ru&selm=918296780%40p2.f1331.
n5020.z2.ftn
(там можно найти описания структур данных для работы с pkt-файлами на Си и Паскале).
3) см. электронную газету Body #22.
PLC, plc Картинка, упакованная по методу Laser Compact 5.2, без распаковщика. Видимо, «p» — от «packed», а «lc» — от «Laser Compact».
1) документация к Laser Compact 5.2.
2) Alone Coder. «LC 4.0 и 5.2». Электронный журнал Inferno #5. Также эта статья доступна на сайте http://zxdocs.fatal.ru, в разделе «Formats» (архив «LC4-5.zip»).
PPS Паттерн, созданный в музыкальном редакторе Pro Sound Creator. «P» — от «pattern» («паттерн»), затем «PS» — от названия редактора.  
psc Музыкальный модуль в формате редактора Pro Sound Creator, компилированный без плеера.
Примечание: расширение «psc» для таких модулей принято в плеере AY Emulator, а в Pro Sound Creator используется расширение «MPS».
От названия редактора. См. расширение «MPS».
pt1 Музыкальный модуль в формате редактора Pro Tracker 1.
Примечание: расширение «pt1» для таких модулей принято в плеере AY Emulator.
От названия редактора. Где найти описание формата, я не знаю, но могу посоветовать посмотреть исходные тексты музыкального редактора Vortex Tracker II для PC (они доступны на сайте http://bulba.at.kz, в разделе «Программисту»). Посмотрев в файле «trfuncs.pas», как происходит импортирование pt1-модулей при их загрузке в редактор, можно попробовать разобраться в их формате. Также, возможно, окажется полезным текст дизассемблированного оригинального плеера pt1-модулей — он доступен на том же сайте (архив «PT1Player.rar»).
pt2 Музыкальный модуль в формате редактора Pro Tracker 2, компилированный без плеера.
Примечание: расширение «pt2» для таких модулей принято в плеере AY Emulator, а в Pro Tracker 2 используется расширение «M».
От названия редактора. См. расширение «M», пункт 2.
pt3 Музыкальный модуль в формате редактора Pro Tracker 3, компилированный без плеера. Модуль может быть написан в редакторе Vortex Tracker II.
Примечание: расширение «pt3» для таких модулей принято в программах AY Emulator и Vortex Tracker II, а в Pro Tracker 3 используется расширение «m». Для загрузки в Pro Tracker 3 модуля с расширением «pt3» надо использовать пункт «Decompiler» (при загрузке через «Disk Options» редактор ошибочно распознает pt3-файл как паттерн, так как первая буква расширения — «p»).
От названия редактора. См. расширение «m». Если модуль написан в Vortex Tracker II, то в начале модуля вместо строки «ProTracker 3.x compilation of » (где x — номер подверсии) может быть строка «Vortex Tracker II 1.0 module: » или «Vortex Tracker II 1.0a module:».
ptn Паттерн, созданный в музыкальном редакторе Global Tracker. От «pattern» («паттерн»).  
PVD Упакованные данные проекта для программы Video Studio. «P» — от «packed» («упакованный»), «V» — от «Video», а «D» — от «data» («данные»).  


Q

qht
qht Файл Quick HyperText. От «Quick HyperText». См. документацию к системе Quick HyperText, а также здесь: http://zxdocs.fatal.ru, раздел «Formats» (архив «qht.zip»).


R

R   r   rar   RCM   red   rgb   rzx   rom
R Исходный текст ассемблерной программы в формате ассемблера STORM 1.2d. Возможно, от буквы «R» в названии ассемблера.  
r Красная составляющая 3-color screen. От «red» («красный»). Представляет собой экранный файл без атрибутов. О формате экранного файла — см. расширение «scr».
rar Архив RAR.
Программа для обработки: UNRAR 0.57.
От названия архиватора.
1) см. файл «TechNote.txt» из комплекта поставки WinRAR.
2) Alone Coder. «Раскручиваем RAR». Электронный журнал Inferno #4. Эта статья также доступна на сайте http://zxdocs.fatal.ru, в разделе «Formats» (архив «RAR2_x.zip»).

Также с официального сайта (www.rarlab.com) можно скачать исходные тексты распаковщика на C++. А в комплект поставки спектрумовского UNRAR’а входят исходные тексты распаковщика на ассемблере Z80.

RCM Модуль для Real Commander. Видимо, сокращение от «Real Commander Module». См. документацию к Real Commander.
red Красная составляющая 3-color screen (файлы с таким расширением создаются программой JPEG/GIF laboratory). От «red» («красный»). Представляет собой экранный файл без атрибутов. О формате экранного файла — см. расширение «scr».
rgb 3-color screen. «r» — от «red» («красный»), «g» — от «green» («зеленый»), «b» — от «blue» («синий»). Три экранных файла без атрибутов, один за другим: сначала красная составляющая изображения, потом зелёная и синяя. О формате экранного файла — см. расширение «scr».
rzx Архив RAR, созданный спектрумовской программой RARDEMO. «r» — от «RAR», «zx» — от «ZX Spectrum». См. расширение «rar».
rom Содержимое ПЗУ. От аббревиатуры «ROM» («ПЗУ»). Двоичный файл.


S

S   s   sa0, sa1, …   sat   scl   SCR, scr   sht   skn   sna   spr   sqt   stc   stp   su0, su1, …
S
1) музыкальный модуль, созданный в редакторе Sound Tracker.
От названия редактора. См. документ «SOUNDTRACKER TECHNICAL REFERENCE» — его можно найти на сайте http://bulba.at.kz, в разделе «Программисту» (архив «STDocs.rar»).
2) набор спрайтов, созданный в графическом редакторе Burial Gfx Editor.
От «sprite» («спрайт»). Где найти описание формата, я не знаю, но вы можете попробовать изучить исходные тексты BGE 3.05, доступные на сайте Open Source ZX (http://opensourcezx.narod.ru), и самостоятельно разобраться в формате.
3) изображение, созданное в графическом редакторе 8 color editor.
  См. документацию к 8 color editor.
s Сэмпл для одного из музыкальных редакторов: Pro Tracker 2, Global Tracker, Digital Music Maker, Sound Tracker, Sound Tracker Pro, Pro Tracker 3. От «sample» («сэмпл»). У каждого редактора свой формат.
Для Pro Tracker 3: первые 256 байтов файла — данные для каждой из 64 позиций сэмпла, по 4 байта на позицию: первые 2 байта — смещение частоты (положительное — вниз, отрицательное — вверх, младший байт хранится первым), следующий байт: 7-й разряд — маска тона (0 — есть, 1 — нет), 6-й разряд — маска шума (0 — есть, 1 — нет), 5-й разряд — маска огибающей (0 — есть, 1 — нет), младшие 5 разрядов — частота шума или, если маска шума равна 1, смещение (со знаком) частоты огибающей (положительное — вниз, отрицательное — вверх). Следующий байт: 7-й разряд — признак смещения громкости (1 — да, 0 — нет), 6-й разряд — направление смещения громкости (1 — увеличение, 0 — уменьшение), 5-й разряд — признак «запомнить смещение громкости» (1 — да, 0 — нет), 4-й разряд — признак «запомнить смещение частоты шума/огибающей» (1 — да, 0 — нет), младшие 4 разряда — громкость. После данных о позициях хранится 1 байт — номер позиции начала цикла (считая с 0) и 1 байт — количество используемых позиций в сэмпле (если уменьшить его на 1, получим номер позиции конца цикла, считая с 0).
sa0, sa1, … Архив с почтовыми пакетами, сформированный в субботу. Первые два символа — от «Saturday» («суббота»), третий символ — номер файла (начиная с 0). Формат архива зависит от использованного архиватора. Формат почтовых пакетов (pkt-файлов) — см. расширение «pkt».
sat Продолжение длинного img-файла, созданного программой JPEG Convertor (см. расширение «img», пункт 2). От «satellite» («спутник»). Просто часть файла, без дополнительной служебной информации.
scl Файл-«контейнер», содержащий один или несколько файлов TR-DOS.
Программы для обработки: File Extractor, SCL 0.1.
От «Sinclair».
1) см. документацию к программе AMD Copier 0.01 для PC (найти её можно на сайте Virtual TR-DOS — http://zx.da.ru).
2) см. FAQ конференции ZX.SPECTRUM.
3) см. файл «DOCS\SCL.HDR» из комплекта поставки программы ZX Spectrum Navigator для PC (найти её можно на сайте http://sn.nnov.ru).
SCR, scr Экранный файл — копия содержимого экранной памяти ZX Spectrum (#1B00=6912 байтов, или #1800=6144 байта — без атрибутов). От «screen» («экран»). О структуре экранной памяти можно прочитать, например, в книге «Персональный компьютер „ZX-Spectrum“. Элементарная графика» (Москва, «Инфорком», 1992). Эта книга в электронном виде доступна на сайте Virtual TR-DOS (http://zx.da.ru).
sht HTML-файл.
Программа для просмотра: BestView, начиная с версии 2.17 (она преобразует HTML в текст).
Расширение «shtml», обрезанное до трёх символов. См. расширение «htm».
skn Скин для просмотрщика файлов Quick HyperText. От «skin».  
sna Snapshot (файл, в котором запоминается состояние эмулируемого «Спектрума»: содержимое памяти, значения регистров процессора и некоторая другая информация).
Программа для обработки: File Extractor 1.1b.
От «snapshot». Описание формата SNA 48K — см. документацию к эмулятору JPP; описание отличий формата SNA 128K от 48K — см. документацию к эмулятору UKV (его можно найти, например, на сайте Virtual TR-DOS — http://zx.da.ru).
spr Спрайт в формате программы Spriter (by Studio Stall). Файлы с таким расширением создаёт программа JPEG convertor. От «sprite» («спрайт»).  
sqt Компилированный без плеера музыкальный модуль, написанный в редакторе SQ Tracker.
Примечание: расширение «sqt» для таких модулей принято в плеере AY Emulator.
От названия редактора. Где найти описание формата, я не знаю, но могу посоветовать посмотреть исходные тексты музыкального редактора Vortex Tracker II для PC (они доступны на сайте http://bulba.at.kz, в разделе «Программисту»). Посмотрев в файле «trfuncs.pas», как происходит импортирование sqt-модулей при их загрузке в редактор, можно попробовать разобраться в их формате. Также, возможно, окажется полезным текст дизассемблированного оригинального плеера sqt-модулей — он доступен на том же сайте (архив «SQTPlayer.rar»).
stc Компилированный без плеера музыкальный модуль, написанный в редакторе Sound Tracker или Super Sonic.
Примечание: расширение «stc» для таких модулей принято в плеере AY Emulator.
Видимо, буквы «st» в расширении — от названия редактора Sound Tracker, а «c» — от «compiled» («компилированный»). См. документ «SOUNDTRACKER TECHNICAL REFERENCE» — его можно найти на сайте http://bulba.at.kz, в разделе «Программисту» (архив «STDocs.rar»).
stp Компилированный без плеера музыкальный модуль, написанный в редакторе Sound Tracker Pro. Возможно, с добавленной информацией о названии и авторе модуля.
Примечание: расширение «stp» для таких модулей принято в плеере AY Emulator.
От названия редактора. VfNG/NEW. «О формате музыкальных модулей Sound Tracker Pro by KSA software». Электронная газета Echo #3. (В этой статье приводится и исходный текст плеера этих модулей.)
Вышеуказанная статья также доступна на сайте http://bulba.at.kz, в разделе «Программисту» (архив «STPDocs.rar»).
Если в модуль была добавлена информация о названии и авторе, то по смещению 10 от начала модуля (здесь и далее значения указаны в десятичном виде) находится строка «KSA SOFTWARE COMPILATION OF», далее пробел и, начиная со смещения 38, следует 25-символьная строка с информацией о названии и авторе модуля.
su0, su1, … Архив с почтовыми пакетами, сформированный в воскресенье. Первые два символа — от «Sunday» («воскресенье»), третий символ — номер файла (начиная с 0). Формат архива зависит от использованного архиватора. Формат почтовых пакетов (pkt-файлов) — см. расширение «pkt».


T

T   t   tab   tap   tcp   th0, th1, …   tif   trd   tu0, tu1, …   TXT   txt   tzx
T
1) текстовый файл.
От «text» («текст», «текстовый»). См. расширение «TXT».
2) музыкальный модуль, созданный в редакторе Digital Music Maker или Instrument.
   
t Текстовый файл, созданный в редакторе Microeditor. От «text» («текст», «текстовый»).  
tab
1) таблица перекодировки для текстового редактора Horror Word.
От «table» («таблица»).  
2) «t_mac.tab» — таблица макросов для оверлея «macro.ovl» к ассемблеру ZX ASM 3.10.
tap Образ магнитофонной ленты.
Программы для обработки: TAP2DISK, TAP 0.3, File Extractor.
От «tape» («лента»).
1) см. документацию к эмулятору «Z80».
2) см. файл «DOCS\TAP.HDR» из комплекта поставки программы ZX Spectrum Navigator для PC (найти её можно на сайте http://sn.nnov.ru).
tcp Оверлей для Turbo Commander. Первые две буквы — видимо, от названия программы.  
th0, th1, … Архив с почтовыми пакетами, сформированный в четверг. Первые два символа — от «Thursday» («четверг»), третий символ — номер файла (начиная с 0). Формат архива зависит от использованного архиватора. Формат почтовых пакетов (pkt-файлов) — см. расширение «pkt».
tif Графический файл в формате TIFF.
Программа для обработки: Screen Viewer 3.0 beta.
Первые три буквы аббревиатуры «TIFF» («Tagged Image File Format»). http://forum.alpe.ru, раздел «Форматы файлов», тема «Tag Image File Format Rev 4.0».
trd Образ диска TR-DOS.
Программа для обработки: File Extractor 1.1b.
Первые три буквы аббревиатуры «TR-DOS». В файле хранится содержимое всех секторов диска TR-DOS, без какой-либо дополнительной служебной информации.
tu0, tu1, … Архив с почтовыми пакетами, сформированный во вторник. Первые два символа — от «Tuesday» («вторник»), третий символ — номер файла (начиная с 0). Формат архива зависит от использованного архиватора. Формат почтовых пакетов (pkt-файлов) — см. расширение «pkt».
TXT Текстовый файл. От «text» («текст», «текстовый»). Каждый символ кодируется одним байтом, согласно используемой кодировке (альтернативная кодировка DOS, Windows-1251, KOI8-R и т.д.). Байт 9 — табуляция, при печати файла обычно интерпретируется как перемещение курсора вправо на ближайшую позицию, кратную 8 (при нумерации позиций с 0). Код конца строки (в последней строке его может не быть) — или байт 13, или байт 10, или пара байтов 13,10. Файл может заканчиваться специальным символом конца файла: байтом 26 (принято в MS-DOS) или байтом 3 (принято в IS-DOS).
txt
1) обычный текстовый файл.
От «text» («текст», «текстовый»). См. расширение «TXT».
2) текстовый файл, созданный в редакторе ZX ASM 3.10.
От «text» («текст», «текстовый»). См. расширение «zas».
tzx Образ магнитофонной ленты.
Программы для обработки: File Extractor 1.1b, TAP 0.3.
«t» — от «tape» («лента»), а «zx» — от «ZX Spectrum». Документация в формате HTML: http://www.worldofspectrum.org/TZXformat.html
Документация в формате TXT: ftp://ftp.worldofspectrum.org/pub/sinclair/
formats/TZXformat113.txt.zip


U

U
U Двухэкранная картинка, упакованная с распаковщиком. Возможно, от «doUble» («двойной»).  


V

v   vi1   VSP
v Векторное изображение, созданное в графическом редакторе Burial Gfx Editor. От «vector» («векторный»). Где найти описание формата, я не знаю, но вы можете попробовать изучить исходные тексты BGE 3.05, доступные на сайте Open Source ZX (http://opensourcezx.narod.ru), и самостоятельно разобраться в формате.
vi1 Дамп микросхемы CMOS.
Создаётся программой CMOS Commander.
От названия советского аналога микросхемы CMOS (512ВИ1). В файле содержатся значения всех 64 регистров CMOS, каждое значение занимает один байт.
VSP Главный файл проекта для программы Video Studio. От «Video Studio Project». http://zxdocs.fatal.ru, раздел «Formats» (архивы «VSP.ZIP» и «VSP7.zip»).


W

W   wav   we0, we1, …   WRD
W Текстовый файл, созданный в редакторе ZX Word или Modern Word. От названия редактора. См. расширение «TXT».
wav Звуковой файл в формате WAV.
Программа для обработки: WAV Player.
От «wave» («волна»).
1) http://forum.alpe.ru, раздел «Форматы файлов», тема «WAVE File Format».
2) см. статью «Описание форматов звуковых файлов выборок (сэмплов)» в электронном журнале Inferno #1.
3) http://www.codenet.ru/progr/formt/rawsam.php
we0, we1, … Архив с почтовыми пакетами, сформированный в среду. Первые два символа — от «Wednesday» («среда»), третий символ — номер файла (начиная с 0). Формат архива зависит от использованного архиватора. Формат почтовых пакетов (pkt-файлов) — см. расширение «pkt».
WRD Текстовый файл. От «word». См. расширение «TXT».


X

X   x   XAS, xAS   XaS, xaS
X Графический файл в формате PCX.
Программы для обработки — см. расширение «pcx».
Видимо, от буквы «X» в названии формата. См. расширение «pcx».
x Сжатый графический файл в формате PCX.
Для просмотра используйте PCX viewer 2.04 XM (by S.F.D.).
Видимо, от буквы «X» в названии формата.  
XAS, xAS Исходный текст ассемблерной программы в формате ассемблера XAS. От названия ассемблера. См. документацию к ассемблеру XAS. В дополнение к этой документации привожу список токенов (они кодируются байтами #80—#F6): LDIR, LDDR, LDI, LDD, CPIR, CPDR, CPI, CPD, INIR, INDR, INI, IND, OUTI, OTIR, OUTD, OTDR, RETI, RETN, NEG, RLD, RRD, PUSH, POP, ADD, SUB, ADC, SBC, AND, OR, XOR, CP, INC, DEC, BIT, RES, SET, RLC, RRC, RL, RR, SLA, SRA, SLI, SRL, LD, EX, IN, OUT, IM, RST, DJNZ, JP, JR, CALL, RET, EXX, CPL, DAA, RLCA, RRCA, RLA, RRA, NOP, HALT, DI, EI, SCF, CCF, ORG, ENT, EQU, WORK, DB, DW, DM, DS, !ASSM, !CONT, LTEXT, LCODE, BC, DE, HL, IX, IY, SP, AF, (C), B, C, D, E, H, L, (HL), A, (BC), (DE), HX, LX, HY, LY, I, R, NZ, Z, NC, PO, PE, P, M, !ON, !OFF, (SP), AF', USEL, IFNZ, IFZ, MAKE.
XaS, xaS Макросы для ассемблера XAS. От названия ассемблера.


Y

Y
Y
1) музыкальный модуль, созданный в редакторе Fast Tracker.
  См. расширение «ftc»
2) RGB-экран, упакованный с распаковщиком.
   


Z

z80   zas   ZIP   zip   zxz
z80 Snapshot (файл, в котором запоминается состояние эмулируемого «Спектрума»: содержимое памяти, значения регистров процессора и некоторая другая информация).
Программа для обработки: RUN .Z80 0.1.
От названия эмулятора «Z80», в котором используется этот формат.
1) см. документацию к эмулятору «Z80».
2) см. файл «DOCS\Z80.HDR» из комплекта поставки программы ZX Spectrum Navigator для PC (найти её можно на сайте http://sn.nnov.ru).
zas Исходный текст ассемблерной программы в формате ассемблера ZX ASM 3.10. От названия ассемблера.

Формат похож на текстовый. Отличие в том, что байт 6, за которым следует байт x, обозначает x–#80 пробелов, а один из байтов 2, 3, 4, 5, за которым следует байт x, обозначает токен с номером x–#20 (если нумеровать токены с 0), причём от значения байта перед x зависит способ вывода этого токена: если байт равен 2 или 4 (т.е. 0-й бит сброшен), токен выводится строчными буквами, а если 3 или 5 (т.е. 0-й бит установлен) — прописными; если байт равен 4 или 5 (т.е. 1-й бит сброшен), токен выводится с пробелом после него, а если 2 или 3 (т.е. 1-й бит установлен) — без пробела.

Список токенов: LD, EX, IM, RST, RET, ADD, ADC, SUB, SBC, AND, XOR, OR, CP, PUSH, POP, INC, DEC, IN, OUT, JP, CALL, JR, DJNZ, RLC, RRC, RL, RR, SLA, SRA, SLI, SRL, BIT, RES, SET, NOP, HALT, DI, EI, RLCA, RLA, RRCA, RRA, EXX, DAA, CPL, CCF, SCF, LDI, LDIR, LDD, LDDR, CPI, CPIR, CPD, CPDR, NEG, INF, INI, INIR, IND, INDR, OUTI, OTIR, OUTD, OTDR, RETI, RETN, RLD, RRD, ORG, EQU, DB, DW, DS, DEFB, DEFW, DEFS, INSERT, INCLUDE, IF, IFDEF, IFNDEF, IFUSED, IFNUSED, ELSE, ENDIF, MAKE, B, C, D, E, H, L, (HL), A, XH, XL, YH, YL, (IX, (IY, (BC), (DE), I, R, AF, BC, DE, HL, IX, IY, SP, (SP), AF', (C), NZ, Z, NC, C, PO, PE, P, M, PHASE, UNPHASE, DC, ENT, REPEAT, ENDR, LOADTAB, MACRO, ENDM, CREATE, MAKELAB, SAVEOBJ, EXITM, IFP, EXA, RETZ, RETNZ, RETC, RETNC, RETM, RETP, RETPO, RETPE, JPZ, JPNZ, JPC, JPNC, JPM, JPP, JPPO, JPPE, CALLZ, CALLC, CALLM, CALLPE, CALLNZ, CALLNC, CALLP, CALLPO, JRZ, JRNZ, JRC, JRNC.

ZIP Архив ZXZIP. От названия архиватора. См. файл «DOCS\ZXZIP.HDR» из комплекта поставки программы ZX Spectrum Navigator для PC (найти её можно на сайте http://sn.nnov.ru). Также указанный файл доступен на сайте http://zxdocs.fatal.ru, в разделе «Formats» (архив «ZXZIP.ZIP»).
zip Архив PKZIP.
Программа для обработки: pkUNZIP 1.41 Fast. Если нужно только посмотреть оглавление архива, то это можно сделать с помощью BestView.
(Примечание: может встретиться и архив ZXZIP с таким расширением.)
От названия архиватора. Документация в формате HTML: http://www.pkware.com/products/enterprise/
white_papers/appnote.html

Документация в формате TXT: http://www.pkware.com/products/enterprise/
white_papers/appnote.txt
zxz Архив ZXZIP (в MS-DOS и IS-DOS эти архивы часто хранятся именно с таким расширением). Перед раскрытием архива на ZX Spectrum надо изменить его расширение на «ZIP», а если архив длиннее 255 секторов, т.е. есть файлы-продолжения, то их надо переименовать в «********.ZIP». От названия архиватора. См. расширение «ZIP».

Упомяну о других источниках, в которых можно найти информацию о расширениях файлов и/или о форматах данных, используемых на платформе ZX Spectrum.

1. FAQ конференции ZX.SPECTRUM.

2. Раздел «Formats» на сайте http://zxdocs.fatal.ru.

3. Категория «Форматы данных» на сайте http://zx.org.ru.

4. Раздел «Стандарты» на web-странице http://kampi.bancorp.ru/project/zx/.

Другие мои статьи о TR-DOS:

1. 

«Доступ к порту #1F в TR-DOS 5.03». «ZX-Ревю» 1—2/1997.

2. 

«О сокращении времени форматирования». «ZX-Ревю» 1—2/1997.

3. 

«TR-DOS: как не допустить ошибки?». «ZX-Ревю» 5—6/1997.

4. 

«Работа с диском при включённых прерываниях». Adventurer #9, «Чёрная ворона» #3, «Радиолюбитель. Ваш компьютер» 6/2000 (дополненная версия).

5. 

«Вывод трёхсимвольных расширений файлов в операционной системе TR-DOS». «Радиолюбитель. Ваш компьютер» 7/2000.

6. 

«Усовершенствованный алгоритм определения смены диска». «Радиолюбитель. Ваш компьютер» 9/2000.

7. 

«Обрубаем файлам „хвост“». «Радиомир. Ваш компьютер» 4/2002.

8. 

«Использование избыточной информации для защиты файлов от повреждений». «Радиомир. Ваш компьютер» 11/2002.

9. 

«Проверка корректности файловой структуры дисков TR-DOS». «Радиомир. Ваш компьютер» 6/2004.

Страница Ивана Рощина > Статьи >